The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

Оболочка GNOME Shell адаптирована для работы без 3D-драйверов

04.11.2011 18:12

Разработчики проекта Fedora сообщили о внесении изменений, которые позволили обеспечить работу пользовательской оболочки GNOME Shell на любых видеокартах, без необходимости задействования современных 3D-драйверов. Изначально, GNOME Shell был работоспособен только с драйверами, поддерживающими OpenGL, что, например, мешало запуску данной оболочки в гостевых окружениях, работающих под управлением систем виртуализации. Изменения уже доступны в экспериментальном репозитории Fedora Rawhide, на базе которого будет построен релиз Fedora 17.

Возможность работы без 3D-драйверов обеспечена благодаря использованию входящего в последние версии Mesa Gallium3D-драйвера llvmpipe, предназначенного для осуществления программного рендеринга путём использования LLVM для динамической компиляции шейдеров, обработки вершин и растеризации точек/линий/треугольников. Требующие привлечения GPU операции преобразуются в промежуточное представление LLVM и затем транслируются в стандартный машинный код для архитектур x86 или x86-64, без необходимости задействования GPU. Подобная эмуляция слишком сильно замедляет работу в случае запуска игровых приложений, требующих интенсивных 3D-вычислений, даже при распараллеливании вычислений и задействовании инструкций SSE2. Но для графических оболочек, таких как GNOME Shell и Unity 3D, производительности llvmpipe вполне хватает, особенно при отключении излишних графических эффектов - на глаз всё работает гладко и без рывков.

Работа llvmpipe в комплекте с GNOME Shell уже опробована в гостевой системе на базе KVM со стандартными драйверами xf86-video-vesa и xf86-video-cirrus. Все изменения, необходимые для запуска GNOME Shell без 3D-драйверов, уже внесены в пакеты, начиная с версий mesa-*-7.11-9.fc17, cogl-1.8.2-4.fc17 и gnome-session-3.3.1-2.fc17. Несмотря на то, что новый режим можно опробовать в действии, разработчики намерены реализовать ряд существенных изменений, направленных на увеличение производительности и снижение нагрузки на CPU. В частности, планируется добавить ряд оптимизаций в код GNOME, ядро Linux, Mesa 3D и X.org, например, обеспечить автоматическое отключение визуальных эффектов в Mutter при работе через llvmpipe и создать фиктивный GEM-аллокатор на уровне DRM-модуля ядра Linux, который бы позволял осуществлять маппинг буферов в обычную память.

Дополнительно можно отметить, что некоторые пользователи выражают опасение, что работоспособность GNOME Shell на любом оборудовании приведёт к прекращению поддержки классического режима GNOME, который был оставлен в качестве резервного варианта для систем, не имеющих современных видеокарт. Адам Уильямсон (Adam Williamson) из компании Red Hat частично подтвердил данные опасения, указав на то, что резервный режим временное явление, поддержка которого скорее всего будет прекращена как только удастся обеспечить работоспособность GNOME Shell на большей части оборудования.

  1. Главная ссылка к новости (http://lists.fedoraproject.org...)
  2. OpenNews: Релиз GNOME 3.2
  3. OpenNews: Интервью с одним из ведущих разработчиков GNOME 3
  4. OpenNews: Официально вышел релиз GNOME 3.0
Лицензия: CC-BY
Тип: К сведению
Короткая ссылка: https://opennet.ru/32228-llvmpipe
Ключевые слова: llvmpipe, gnome, 3d, driver
При перепечатке указание ссылки на opennet.ru обязательно


Обсуждение (49) Ajax | 1 уровень | Линейный | +/- | Раскрыть всё | RSS
  • 1.3, Аноним (-), 19:56, 04/11/2011 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +4 +/
    Они переизобрели программный рендеринг в 3D! Теперь банановый^W на LLVM! Афигеть, поклонники 3D-слайдшоу в восторге :)
     
     
  • 2.16, Lain_13 (?), 22:09, 04/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Ты не прочитал и трети новости.
    LLVM применяется для шейдеров, которые без него могут работать только на GPU. И не переизобрели, а задействовали то, что и так есть.
    Сурового 3D там нет — слайдшоу даже на не очень годных компах не должно быть.
     
     
  • 3.32, Влад (??), 02:25, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Ты не прочитал и трети новости.
    > LLVM применяется для шейдеров, которые без него могут работать только на GPU.
    > И не переизобрели, а задействовали то, что и так есть.
    > Сурового 3D там нет — слайдшоу даже на не очень годных компах
    > не должно быть.

    Но производительность все равно будет ниже, чем вообще без 3D.

     
     
  • 4.39, Аноним (-), 11:57, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > Но производительность все равно будет ниже, чем вообще без 3D.

    Понятие "вообще без 3D" к гномошеллу принципиально неприменимо, вообще-то.
    Поэтому ваше утверждение некорректно.

     
     
  • 5.61, Бака (?), 10:57, 08/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    /* Понятие "вообще без 3D" к гномошеллу принципиально неприменимо */

    Здесь-то и есть самая главная беда...

     
  • 2.37, Zenitur (ok), 06:02, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    Поддерживаю. Я-то думал, что его от 3D "отвязали", а оказалось... Спасибо за комментарий.
     

  • 1.4, FSA (??), 20:01, 04/11/2011 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –3 +/
    Будем надеяться, что сделают внешний вид и юзабельность как у Gnome 2, не это г-но gnome-panel.
     
     
  • 2.17, Lain_13 (?), 22:10, 04/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    И ты новость не читал.
    Скорее всего ошмётки гномо-2-подобной морды окончательно выкинут.
     

  • 1.5, Аноним (-), 20:11, 04/11/2011 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Отличная новость с нетерпением жду!
     
  • 1.6, Аноним (-), 20:17, 04/11/2011 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Я еще пол года назад видел kwin с эффектами на mesa software rasterizer, и оно плавно крутилось на intel c2d 1.8Ггц. llvmpipe работает гораздо быстрее, я с ним даже играз в quake3 на core i5 (с классическим программным рендером мезы там такое слайдшоу, что даже меню тормозит).
     
     
  • 2.7, Аноним (-), 20:40, 04/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > гораздо быстрее, я с ним даже играз в quake3

    Гым, движок q3 на минимуме по современным меркам не требовательный чуть более чем совсем. Это какой-нить xonotic на максимуме - требует от GPU многое. Но там и графика лучше.

     
     
  • 3.13, Аноним (-), 21:13, 04/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Тем не менее, даже программный рендеринг quake 3 очень ресурсоемкая задача. Если бы это было не так, никто бы не стал изобретать 3d ускорители. Но с гномщелью ситуация полегче - там все-таки преимущественно 2d графика, хотя она и рисуется через opengl.
     
     
  • 4.25, BratSinot (?), 00:07, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    В Q3 шейдеров просто тьма!
     
  • 2.33, Влад (??), 02:28, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    intel c2d 1.8Ггц

    Далеко не все имеют подобные системы. Например школы. И в самом деле, раньше хватало первопня для отрисовки окошек и менюшек. А этот llvmpipe явно на нем будет тормозить вместе с интерфейсом.

     
     
  • 3.48, PereresusNeVlezaetBuggy (ok), 13:53, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > intel c2d 1.8Ггц
    > Далеко не все имеют подобные системы. Например школы. И в самом деле,
    > раньше хватало первопня для отрисовки окошек и менюшек. А этот llvmpipe
    > явно на нем будет тормозить вместе с интерфейсом.

    Угу, а без него тормозить не будет. Комп просто превратится в фоторамку: раз в минуту картинка меняется.

     

  • 1.8, Аноним (-), 20:54, 04/11/2011 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +7 +/
    Ужас. Юзабельность гнома 3 шел и так довольно посредственная - перетащи курсор влево вверх - откроется другое окно в нем возьми изображение маленького окошки и теперь - фанфары - тащи ЧЕРЕЗ ВЕСЬ рабочий стол в правый угол - чтобы перетащить его на другой рабочий стол.
    Это "юзабилити"?
    Так еще и единственный приличный режим альтернатив запорят.
    "Для эффектов нужно 3д видеокарта - бла-бла-бла - и пусть все на других картах рендерится софтварно (во кошмар), но нам все равно, на 5-ядерном сервере все будет шевелится на глаз гладко (ага, при 99% нагрузке на ЦПУ).
    Так во вопрос - почему же в E17 без вских 3д на 300Мгц машинах просто летают снгсшибательные визуальные эффекты- а тут такой ужас и кошмар. И вроде программируют то не на интерпретаторе, но что творят!
     
     
  • 2.9, Аноним (-), 20:58, 04/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    > Ужас. Юзабельность гнома 3 шел и так довольно посредственная - перетащи курсор
    > влево вверх - откроется другое окно в нем возьми изображение маленького
    > окошки и теперь - фанфары - тащи ЧЕРЕЗ ВЕСЬ рабочий стол
    > в правый угол - чтобы перетащить его на другой рабочий стол.

    Аноним, не тащи курсор! Открой для себя горячие клавиши!

     
     
  • 3.10, Аноним (-), 21:08, 04/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +3 +/
    >Открой для себя горячие клавиши!

    Проблема в том, что домохозяйки таких слов не знают.

     
     
  • 4.12, Аноним (-), 21:10, 04/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Для них есть специальный дистрибьютив.
     
  • 4.46, Аноним (-), 13:44, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    Домохозяйки не таскают окна по рабочим столам
     
     
  • 5.56, Аноним (-), 23:44, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +2 +/
    Это не оправдание неюзабельного механизма.
     
  • 3.15, Ваня (?), 22:09, 04/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Может давайте меню в окнах отменим? Всё через горячие клавиши! И кнопка закрытия окна, знаете, тоже не нужна, вы горячих клавиш не знаете?
     
     
  • 4.26, Аноним (-), 00:12, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Может давайте меню в окнах отменим? Всё через горячие клавиши! И кнопка
    > закрытия окна, знаете, тоже не нужна, вы горячих клавиш не знаете?

    Давайте лучше пользоваться тем, что больше подходит к ситуации. Удобнее мышь - пользуемся мышью, удобнее клавиатура - пользуемся клавиатурой. Да, ими можно пользоваться одновременно.

     
     
  • 5.30, Ваня (?), 01:01, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    1.8
     
  • 5.51, Аноним (-), 15:35, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > Да, ими можно пользоваться одновременно.

    При условии что вы - осьминог, это даже можно делать достаточно эффективно :)

     
     
  • 6.55, Сергей (??), 18:53, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Восемью ногами неэффективно. Зато, слышал, некоторые из нас десятипалы ;-)
     
  • 4.47, Аноним (-), 13:49, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    Кто-то заставляет использовать? Чего воняешь-то?
     
  • 3.42, Аноним (-), 12:02, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > Аноним, не тащи курсор! Открой для себя горячие клавиши!

    Вот так нормальное DE превратилось в неудачный клон емакса...

     
  • 3.57, anonymous vulgaris (?), 00:10, 06/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Аноним, не тащи курсор! Открой для себя горячие клавиши!

    И вообще выкинь эту мышь нафик. Она же только мешает новациям в развитии софта.

     
  • 2.21, вася (??), 23:09, 04/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Шоткаты
     
     
  • 3.43, Аноним (-), 12:05, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Шоткаты

    ... в емаксе. А DE для неквалифицированных пользователей - все должно легко и изящно делаться мышкой.

     
     
  • 4.50, PereresusNeVlezaetBuggy (ok), 14:00, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >> Шоткаты
    > ... в емаксе. А DE для неквалифицированных пользователей - все должно легко
    > и изящно делаться мышкой.

    Причём, что характерно, если думать головой, то можно обойтись и без кучи горячих клавиш, и без дебилизма с мышью. Но Джобсы хотят кушать, и вся надежда опенсорса на меценатов вроде Шаттлворта, да редких гениальных фанатиков-дизайнеров (к своему стыду, я таких в опенсорсе не могу назвать ни одного, но верю, что они есть). Ибо программисты, конечно, люди зачастую умные, но интерфейсы делать практически не умеют (я тоже, если кому-то интересно).

     
  • 2.36, Влад (??), 02:41, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    > Так во вопрос - почему же в E17 без вских 3д на 300Мгц машинах просто летают снгсшибательные визуальные эффекты

    Вот это вранье. Оно даже у меня подтормаживало, на 2 ггц athlon64 с 2,5 гигом памяти

    Хотя наверное, его можно ускорить

     
  • 2.58, Maresias (ok), 05:10, 07/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Так во вопрос - почему же в E17 без вских 3д на
    > 300Мгц машинах просто летают снгсшибательные визуальные эффекты- а тут такой ужас
    > и кошмар. И вроде программируют то не на интерпретаторе, но что
    > творят!

    Потому что никто не должен пользоваться машинами 300Мгц. Все обязаны раз в полтора года отдавать кровные за более мощное железо. Ну и что с того, если старенький пентиум ещё способен на многое? Всё равно его надо на свалку - и раскошеливаться на супер-пупер видюху с встроенным дата-центром, восьмиядерным процем и охлаждением на жидком азоте. А потом - ещё на одну, с адронным коллайдером внутри, иначе никаких эффектов не будет и ни одно окошко не откроется. Welcome to Open Source!


     

  • 1.11, Аноним (-), 21:10, 04/11/2011 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Не кажись умнее других. Про горячие клавиши я знаю, не в этом дело.
     
     
  • 2.27, Аноним (-), 00:13, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –2 +/
    > Не кажись умнее других. Про горячие клавиши я знаю, не в этом
    > дело.

    А в чём дело, аноним?

     
     
  • 3.41, Аноним (-), 12:00, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > А в чём дело, аноним?

    Наверное, в том, что если бы пользователю нравились "шоткаты", он бы выбрал awesome, xmonad или еще что-нибудь в этом роде.
    Гномовский оконный менеджер как бы претендует на интуитивную понятность, что сразу исключает требование постоянно держать в голове кучу "шорткатов".

     
     
  • 4.49, Аноним (-), 13:57, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    >> А в чём дело, аноним?
    > Наверное, в том, что если бы пользователю нравились "шоткаты", он бы выбрал
    > awesome, xmonad или еще что-нибудь в этом роде.
    > Гномовский оконный менеджер как бы претендует на интуитивную понятность, что сразу исключает
    > требование постоянно держать в голове кучу "шорткатов".

    Так вариантов немного - или клавиатура, или мышь. Gnome Shell позволяет достаточно комфортно пользоваться тем или тем, или двумя сразу. Чем плохо?

     

  • 1.28, Аноним (-), 00:25, 05/11/2011 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +1 +/
    >затем транслируются в стандартный машинный код для архитектур x86 или x86-64

    жаль, на ARM планшетах бы жто пригодилось в связи с отсутствием нормальных дров

     
     
  • 2.34, Влад (??), 02:31, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • –1 +/
    >>затем транслируются в стандартный машинный код для архитектур x86 или x86-64
    > жаль, на ARM планшетах бы жто пригодилось в связи с отсутствием нормальных
    > дров

    На ARM системах вообще зачастую 3D ненужно.

     
     
  • 3.52, Аноним (-), 15:36, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > На ARM системах вообще зачастую 3D ненужно.

    А они об этом в курсе? А то в каждом втором ARM зачем-то ускоритель воткнут :)

     
  • 3.59, Maresias (ok), 05:15, 07/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > На ARM системах вообще зачастую 3D ненужно.

    Там оболочка GNOME Shell не заработает, не потянут её ARM.

     
  • 2.44, Аноним (-), 12:08, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +1 +/
    > жаль, на ARM планшетах бы жто пригодилось в связи с отсутствием нормальных дров

    Меня в этом плане разработчики гнома поражают: с одной стороны, интерфейс затачивают под планшеты с тачскрином, с другой - системные требования выставляют как у топовых геймерских десктопов. В результате и там и там все фигово, а подходящего для гноме3 компа пока еще не создали.

     

  • 1.35, Tav (ok), 02:35, 05/11/2011 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Какой смысл поддерживать урезанный классический режим Gnome, если есть аналогичный Xfce? Но мне лично gnome-shell очень нравится.
     
  • 1.45, lazyest (ok), 13:14, 05/11/2011 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • +/
    Вот упыри, как этим пользоваться-то теперь будет, если gnome-panel уйдёт? Придётся на mate ушуршать, если оно-таки выживет.
     
  • 1.53, Vladjmir (ok), 18:17, 05/11/2011 [ответить] [﹢﹢﹢] [ · · · ]  
  • –1 +/
    Обратная волна модернистской дури -- Гномошелл учат работать на слабых видеокартах. Потом останется сделать его удобным для десктопа.
     
     
  • 2.54, Vladjmir (ok), 18:25, 05/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    Только как-то через ж..у всё делают: 3D режим будет гоняться через Mesa Gallium3D, которая будет эмулироваться через LLVM. Тормоза будут ещё те. Отказались бы уже честно от Mutter в пользу Metacity для 2D и не городили бы огород.
     
     
  • 3.60, Maresias (ok), 05:19, 07/11/2011 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Только как-то через ж..у всё делают: 3D режим будет гоняться через Mesa
    > Gallium3D, которая будет эмулироваться через LLVM. Тормоза будут ещё те. Отказались
    > бы уже честно от Mutter в пользу Metacity для 2D и
    > не городили бы огород.

    На слабых картах с этим гномошеллом и Metacity будет тяжеловат. Надо оконным менеджером делать Openbox, не иначе. Со вторым гномом Openbox отлично уживался в Debris Linux, летал на древнем железе, не то что на слабом.


     
  • 3.62, mittorn (?), 11:50, 26/07/2012 [^] [^^] [^^^] [ответить]  
  • +/
    > Только как-то через ж..у всё делают: 3D режим будет гоняться через Mesa
    > Gallium3D, которая будет эмулироваться через LLVM. Тормоза будут ещё те. Отказались
    > бы уже честно от Mutter в пользу Metacity для 2D и
    > не городили бы огород.

    Как-то поставил mutter на sis650, больше 3 fps не получил. Хотя glxgears 100fps выдаёт. gallium llvm действительно быстрее обычной месы. Лучше бы под openbox и xcompmgr подгоняли, она и без 3D летает со своими эффектами.

     

     Добавить комментарий
    Имя:
    E-Mail:
    Текст:



    Спонсоры:
    PostgresPro
    Inferno Solutions
    Hosting by Hoster.ru
    Хостинг:

    Закладки на сайте
    Проследить за страницей
    Created 1996-2022 by Maxim Chirkov
    Добавить, Поддержать, Вебмастеру