The OpenNET Project / Index page

[ новости /+++ | форум | wiki | теги | ]

·05.12 Сформирован AI Alliance для совместного развития открытых технологий искусственного интеллекта (122 –2)
  Компании IBM и Meta основали международное сообщество AI Alliance, нацеленное на совместное развитие открытых технологий, связанных с машинным обучением и искусственным интеллектом. В число учредителей проекта вошло более 50 компаний, университетов, организаций и научных учреждений, среди которых NASA, CERN, AMD, Intel, Oracle, Red Hat, Dell, Sony, Stability AI, NSF, Linux Foundation, Калифорнийский, Гарвардский, Бостонский, Иллинойский, Токийский, Йельский и Корнеллский университеты.

AI Alliance сосредоточен на ускорении продвижения инноваций в области искусственного интеллекта и проведении работ по развитию основополагающих возможностей AI, а также улучшению безопасности и повышения доверия к AI-технологиям. Основные задачи проекта:

  • Разработка и внедрения эталонных текстов, стандартов, инструментариев и сопутствующих ресурсов, связанных с разработкой и использованием систем искусственного интеллекта. Создание проверенных инструментов для обеспечения безопасности, защиты и доверия, а также продвижение использования данных инструментов при создании моделей и приложений.
  • Становление экосистемы открытых моделей машинного обучения для разных применений, включая многоязычные, научные и мультимодальные модели.
  • Развитие экосистемы аппаратных ускорителей для систем искусственного интеллекта.
  • Предоставление разработчикам и исследователям возможностей по изучению, внедрению и экспериментам с открытыми AI-технологиями.
  • Подготовка обучающих материалов и ресурсов для информирования о преимуществах, рисках, решениях и возможностях регулирования искусственного интеллекта.
  • Создание инициатив для продвижения безопасных открытых методов разработки систем искусственного интеллекта. Проведение мероприятий для изучения областей использования искусственного интеллекта и демонстрации применения открытых технологий при разработке систем искусственного интеллекта.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Учреждён крупнейший некоммерческий исследовательский проект OpenAI
  3. OpenNews: Судебное разбирательство против Microsoft и OpenAI, связанное с генератором кода GitHub Copilot
Обсуждение (122 –2) | Тип: К сведению |


·05.12 Компания Mozilla опубликовала финансовый отчёт за 2022 год (87 +12)
  Компания Mozilla опубликовала финансовый отчет за 2022 год. В 2022 году доходы Mozilla сократились на 7 млн долларов и составили 593 млн долларов. Для сравнения, в 2021 году компания Mozilla заработала 600 млн долларов, в 2020 году - 496 млн, в 2019 году - 828 млн, в 2018 году - 450 млн, в 2017 - 562 млн , в 2016 году - 520 млн, в 2015 - 421 млн, в 2014 - 329 млн, в 2013 - 314 млн, 2012 - 311 млн.

510 миллионов из 593 получены благодаря отчислениям за использование поисковых систем (Google, Baidu, DuckDuckGo, Yahoo, Bing, Yandex), сотрудничеству с различными сервисами (Cliqz, Amazon, eBay) и размещению контекстных рекламных блоков на стартовой странице. В 2021 году размер подобных отчислений составил 527 млн, в 2020 - 441 млн, в 2019 - 451 млн, в 2018 - 429 млн, а в 2017 - 539 млн долларов. По неофициальным данным, около 400 млн долларов в год приносит сделка с компанией Google о передаче поискового трафика.

К категории "Иные доходы" отнесено 352 тысячи долларов (в 2021 году - 451 тысяча). Для сравнения, в 2019 году подобная графа доходов принесла Mozilla 338 млн долларов, присуждённых в ходе судебного разбирательства с компанией Yahoo. Объём средств, вложенных в инвестиции, в 2022 году составил 631 млн долларов, а доход от инвестиций - 9.4 млн долларов (в 2021 году 651 млн и 5.7 млн, в 2020 году - 577 млн и 9.1 млн). Доход от подписных сервисов и рекламы в 2022 году составил 75 млн долларов (в 2021 году 56 млн). Пожертвования составили 9.3 млн долларов (в 2021 году было получено 7.3 млн, а в 2020 - 6.7 млн).

Среди затрат доминируют расходы на разработку (220 млн долларов в 2022 году против 199 млн долларов в 2021, 242 млн в 2020 и 303 млн в 2019 году), поддержку сервисов (34 млн долларов в 2022 против 27 млн в 2021, 20.3 млн в 2020 году, 22.4 млн в 2019 и 33.4 млн в 2018), маркетинг (58 млн долларов в 2022 против 30 млн в 2021, 37 млн в 2020, 43 млн в 2019 и 53 млн в 2018) и административные расходы (108 млн долларов в 2021 против 81 млн в 2021, 137 млн в 2020, 124 млн в 2019 и 86 млн в 2018). 5.3 млн долларов потрачено на выплату грантов (в 2021 году - 5.4 млн, в 2020 году - 5.2 млн, в 2019 году - 9.6 млн).

Общая сумма затрат составила 425 млн долларов (в 2021 году - 339 млн, в 2020 году 438 млн, в 2019 году 495 млн, в 2018 году - 451 млн, в 2017 году - 421.8 млн, в 2016 году - 360.6 млн, в 2015 году - 337.7 млн, в 2014 - 317.8 млн, в 2013 - 295 млн, в 2012 - 145.4 млн). Размер активов на начало года - 1054 млн долларов, на конец года - 1197 млн долларов.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Компания Mozilla опубликовала финансовый отчёт за 2021 год
  3. OpenNews: Компания Mozilla опубликовала финансовый отчёт за 2020 год
  4. OpenNews: Компания Mozilla опубликовала финансовый отчёт за 2019 год
  5. OpenNews: Компания Mozilla опубликовала финансовый отчёт за 2018 год
  6. OpenNews: Компания Mozilla опубликовала финансовый отчёт за 2017 год
Обсуждение (87 +12) | Тип: К сведению |


·05.12 Выпуск открытого игрового движка Godot 4.2 (61 +23)
  После пяти месяцев разработки опубликован релиз свободного игрового движка Godot 4.2, подходящего для создания 2D- и 3D-игр. Движок поддерживает простой для изучения язык задания игровой логики, графическую среду для проектирования игр, систему развёртывания игр в один клик, широкие возможности анимации и симуляции физических процессов, встроенный отладчик и систему выявления узких мест в производительности. Код игрового движка, среды проектирования игр и сопутствующих средств разработки (физический движок, звуковой сервер, бэкенды 2D/3D рендеринга и т.п.) распространяются под лицензией MIT.

Исходные тексты движка были открыты в 2014 году студией OKAM, после десяти лет развития проприетарного продукта профессионального уровня, который использовался для создания и публикации многих игр для PC, игровых консолей и мобильных устройств. Движком поддерживаются все популярные стационарные и мобильные платформы (Linux, Windows, macOS, Wii, Nintendo 3DS, PlayStation 3, PS Vita, Android, iOS, BBX), а также разработка игр для Web. Готовые для запуска бинарные сборки сформированы для Linux, Android, Windows и macOS.

Основные изменения:

  • Для разработчиков 2D-игр добавлена поддержка принудительного целочисленного масштабирования, позволяющая получить квадратную пиксельную сетку, независимо от фактического соотношения сторон. Предоставлена возможность получения барицентрических координат нормали из точек пересечения объекта с лучом. Добавлены методы Rotate_toward и Angle_difference для корректной обработки вращения и углов. В узлы Line2D добавлено свойство "closed" для создания замкнутых линий с непрерывным заполнением.
  • Проведена работа по повышению надёжности системы анимации. Переработаны и унифицированы узлы AnimationPlayer и AnimationTree, общие части которых выделены в промежуточный класс AnimationMixer. Добавлена опция для детерминированного смешивания. В предпросмотр анимации добавлен режим кальки (onion skinning), включающий показ полупрозрачных наложений с прошлыми и следующими кадрами анимации.
  • Возможности "запекания" навигационной сетки (baking, преобразование в статичную форму) для 2D приближены к возможностям, ранее доступным в 3D-навигации, например, для 2D-сеток реализована поддержка работы с физическими телами, экземплярами полигональных сеток, простыми многоугольниками и тайловыми картами (tilemap). В серверы 2D- и 3D-навигации добавлена поддержка многопоточного запекания мэшей.
  • Проведён рефакторинг кода для работы с тайлами и тайловыми картами. Оптимизированы операции группировки блоков и сортировки по оси Y, позволившие значительно сократить время обновления тайлов. Выполнена работа по повышению удобства создания тайловых карт и их использования. Добавлен инструмент для переворота и поворота тайлов при их размещении. Улучшены инструменты для редактирования многоугольников и тайловых сцен.
  • В редакторе сценариев GDScript появилась возможность создания именованных областей кода для сворачивания блоков во время редактирования и упрощения навигации. В отладчике скриптов добавлена полная поддержка многопоточного кода, стека исполнения и точек останова. В скриптах на базе C#/.NET реализована поддержка платформ Android (требуется .NET 7.0+) и iOS (требуется .NET 8.0). В скриптах GDScript расширена поддержка статически типизированного кода, добавлена поддержка строковых литералов r-string (raw string), расширены возможности оператора match.
  • В 3D viewport улучшена поддержка управления трансформацией в стиле Blender, используя мышь и горячие клавиши. Показ расширенной визуальной информации в 3D viewport теперь осуществляется только для выбранных объектов. Добавлены дополнительные индикаторы для таких элементов, как декали и объём тумана. Улучшена работа с гизмо (gizmo) - любую сторону объёмных форм теперь можно расширять по-отдельности в окне просмотра.
  • Улучшены контекстное меню и всплывающие подсказки в панелях "Инспектирование" и "Сигналы". В редактор тем добавлены подсказки с описанием свойств. В панели работы с файловой системой появилась возможность наглядного выделения каталогов через назначения им разных цветов. Переработан интерфейс редактора ресурсов градиентов. В редакторе областей текстур унифицирована работа со всеми поддерживаемыми ресурсами, включая стили и атласы.
  • В библиотеке ассетов улучшен вывод результатов поиска и добавлена возможность выбора иного каталога для установки дополнения или ресурса.
  • В менеджере проектов переработано размещение основных элементов управления и модернизирован интерфейс импорта проекта.
  • Расширены возможности по разработке плагинов к редактору. Обеспечен доступ ко всей функциональности редактора через класс EditorInterface. Реализованы удобные методы для прямого доступа к 2D- и 3D-вьюпортам. Добавлена возможность вывода диалога с предупреждением о несохранённых изменениях.
  • Продолжено развитие экспериментальной системы расширений GDExtension, позволяющей использовать низкоуровневые языки, такие как C++, в качестве языков создания скриптов для игр, без пересборки движка и без внесения изменений в код. Добавлена возможность использования GDExtensions при экспорте в Web.
  • В интерфейсе пользователя изменено управление фокусом. Реализована возможность передачи фокуса на отдельные вкладки в панели вкладок, в том числе при навигации с использованием клавиатуры. В узлы управления (Control) добавлен метод для поиска следующего соседнего фокусируемого элемента. Значительно переработаны узлы построения графов (GraphEdit и GraphNode). Расширены возможности по настройке панели инструментов основного узла GraphEdit.
  • Добавлена возможность изменения типа импорта ассетов на лету с автоматическим обновлением сцен и ресурсов, не требующим перезапуска редактора. Расширены доступные параметры импорта и предоставлена возможность изменения физических свойств импортируемых объектов, а также параметров теней и видимости. Добавлена возможность предпросмотра анимации в диалоговом окне импорта. Расширена поддержка импорта ассетов из Blender в формате GLTF. Добавлена поддержка импорта изображений в формате KTX.
  • Внесены оптимизации, нацеленные на повышение производительности рендеринга. Для ускорения работы на мобильных устройствах осуществлено разделение растровых барьеров на вершинные и фрагментные компоненты. Ускорена генерация зашумлённых текстур. Добавлен предварительный проход для вычисления глубины. Сокращено время загрузки и компиляции шейдеров. Оптимизировано хранение полигональных сеток в памяти. Добавлена поддержка сжатия полигональных сеток для сокращения пропускной способности при их передаче.
  • Добавлена возможность создания своих текстурных объектов (пример использования вычислительных шейдеров для создания текстуры с эффектом воды).
  • Добавлен API для вызова кода в потоке рендеринга, что может потребоваться, например, когда нужно синхронизировать вычислительный шейдер с рендерингом.
  • Добавлена поддержка версии 2.2 технологии суперсэмплинга AMD FSR (FidelityFX Super Resolution), использующей алгоритмы пространственного масштабирования и реконструкции деталей для снижения потери качества изображения при увеличении масштаба и преобразования в более высокое разрешение.
  • Предложен новый подавитель шумов JNLM, использующий карты освещения (lightmapper) и вычислительные шейдеры. JNLM значительно быстрее ранее применявшейся библиотеки устранения шумов OIDN (Open Image Denoise), но в некоторых ситуациях уступает по качеству.
  • В методы рендеринга Forward+ и Mobile добавлена поддержка 2D-отрисовки в расширенном динамическом диапазоне яркости (HDR), позволяющая реализовать в 2D-играх некоторые 3D-эффекты, такие как свечение. В метод рендеринга Compatibility добавлена поддержка трёхмерных теней.
  • Для macOS и Windows предложен новый драйвер OpenGL-рендеринга, использующий прослойку ANGLE, транслирующую вызовы OpenGL в API Direct3D 11 и Metal.
  • Система симуляции частиц переработана для упрощения сопровождения и расширения управления движением частиц. Например, теперь можно анимировать и наследовать скорость движения, а также изменять число испускаемых частиц. Добавлен инструмент для преобразования кода генерации частиц, использующего CPU, на эквивалентный код, использующий GPU.
  • Добавлена поддержка использования родных для Linux, macOS и Windows диалогов выбора файлов, а также возможность копирования и вставки изображений через буфер обмена.
  • Переработана архитектура Godot для платформы Android, которая избавлена от привязки к Android-компоненту Fragment, что позволило сократить время запуска приложений и игр, и реализовать возможность работы с несколькими окнами.
  • Налажено формирование официальных Linux-сборок редактора Godot для 32- и 64-разрядных платформ ARM.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Открыт код игрового движка Dagor Engine, который будет использован VK в Nau Engine
  3. OpenNews: Выпуск игрового движка Open 3D Engine 23.10, открытого компанией Amazon
  4. OpenNews: Выпуск открытого игрового движка Godot 4.1
  5. OpenNews: Выпуск открытого игрового движка Godot 4.0
  6. OpenNews: Раскол в сообществе свободного игрового движка Urho3D привёл к созданию форка
Обсуждение (61 +23) | Тип: Программы |


·05.12 Злоумышленник захватил управление над 4 проектами в репозитории PyPI (146 +10)
  Администраторы репозитория Python-пакетов PyPI (Python Package Index) сообщили об инциденте, в результате которого злоумышленник смог захватить управление над проектами arrapi, tmdbapis, nagerapi и pmmutils, насчитывающими около 4.5 тысяч загрузок в месяц. Все проекты сопровождались одним автором (meisnate12, Nathan Taggart) и были захвачены в результате компрометации его учётной записи. Злоумышленник, получивший управление над проектами, был оперативно заблокирован и не успел внести изменения и сформировать модифицированные выпуски.

Захват произведён через замену владельца проектов. Атакующий создал учётную запись "dvolk", затем от имени основного сопровождающего "meisnate12" сформировано приглашение для включения пользователя "dvolk" в число сопровождающих, после принятия которого и получения управляющего доступа к проекту удалил из проекта изначального автора и остался одним сопровождающим. После выполнения подобных манипуляций для всех проектов был инициирован процесс удаления учётной записи "meisnate12".

Спустя 5 часов после захвата проектов администраторы PyPI получили сообщение от изначального автора о случившимся, заблокировали учётную запись злоумышленника и восстановили права на владение проектами. В качестве причины инцидента названа ненадлежащая защита учётной записи и отсутствие применения двухфакторной аутентификации, что позволило атакующему определить параметры входа под пользователем "meisnate12" и выполнить действия от его имени.

До конца этого года репозиторий PyPI намерен перевести все учётные записи пользователей, сопровождающих хотя бы один проект или входящих в курирующие организации, на обязательное применение двухфакторной аутентификации. Применение двухфакторной аутентификации позволит усилить защиту процесса разработки и обезопасить проекты от внесения вредоносных изменений в результате утечки учётных данных, использования того же пароля на скомпрометированных сайтах, взломов локальной системы разработчика или применения методов социального инжиниринга.

В качестве предпочтительных методов двухфакторной аутентификации рекомендуется использовать протокол WebAuthn с FIDO U2F токенами или приложения для аутентификации на базе одноразовых паролей, поддерживающих протокол TOTP, например, Authy, Google Authenticator, FreeOTP и oathtool. При загрузке пакетов разработчикам дополнительно рекомендовано перейти на использование метода аутентификации 'Trusted Publishers' на базе стандарта OpenID Connect (OIDC) или применять API-токены.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: В репозитории PyPI выявлено около 5000 оставленных в коде секретов и 8 вредоносных обфускаторов
  3. OpenNews: PyPI переходит на обязательную двухфакторную аутентификацию
  4. OpenNews: PyPI пересмотрит политику в отношении персональных данных и прекратит поддержку PGP-подписей
  5. OpenNews: В PyPI реализована возможность публикации пакетов без привязки к паролям и токенам API
  6. OpenNews: 46% Python-пакетов в репозитории PyPI содержат потенциально небезопасный код
Обсуждение (146 +10) | Тип: Проблемы безопасности |


·04.12 В языке системного программирования Hare реализована поддержка OpenBSD (205 +15)
  В состав языка программирования Hare, который преподносится как язык системного программирования, близкий к языку Си, но проще, чем Си, добавлена поддержка операционной системы OpenBSD. OpenBSD стала первой новой платформой, добавленной в Hare с момента публикации проекта в апреле 2022 года (изначально Hare поддерживал только Linux и FreeBSD). Компилятор Hare был портирован для OpenBSD около года назад, но стандартная библиотека до настоящего времени оставалась без поддержки данной платформы.

Основным разработчиком языка Hare и вдохновителем проекта является Дрю ДеВолт (Drew DeVault), автор пользовательского окружения Sway, почтового клиента Aerc, платформы совместной разработки SourceHut и микроядра Helios. В языке Hare применяется ручное управление памятью и статическая система типов, при которой каждой переменной явно должен быть присвоен определённый тип. Язык оптимизирован для решения низкоуровневых задач, таких как разработка операционных систем, компиляторов, сетевых приложений и системных утилит, для которых требуется достижение максимальной производительности и полный контроль над выполнением. Для выполнения приложения прикрепляется минимальный runtime, а для разработки распространяется стандартная библиотека функций, предоставляющая доступ к базовым интерфейсам операционной системы, а также предлагающая функции для работы с типовыми алгоритмами, протоколами и форматами. Из последних разработок на Hare можно отметить инструментарий hare-wayland для разработки приложений, использующих Wayland.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Автор оболочки Sway и языка Hare развивает новое микроядро Helios и OC Ares
  3. OpenNews: Дрю ДеВолт представил язык системного программирования Hare
  4. OpenNews: Подготовлена реализация Git на Shell
  5. OpenNews: Представлен многооконный консольный почтовый клиент Aerc
  6. OpenNews: В платформе совместной разработки SourceHut появился хаб проектов
Обсуждение (205 +15) | Тип: К сведению |


·04.12 Энергозатраты на AI-генерацию изображения оказались сопоставимы с зарядкой смартфона (274 +16)
  Группа исследователей из компании Hugging Face и Университета Карнеги-Меллона опубликовала результаты анализа энергопотребления при выполнении различных моделей машинного обучения. Наиболее энергозатратными оказались модели машинного обучения, обеспечивающие генерацию изображений, а наименее затратными - классификации текста. Средние показатели энергопотребления моделей генерации изображений примерно в 1500 раз выше, чем классификации текста, и в 60 раз выше генерации текста.

Например, выполнение 1000 итераций наиболее энергозатратной модели генерации изображений потребовало 11.49 kWh энергии, что соответствует 950 зарядам аккумулятора смартфона, т.е. одна генерация изображения по энергопотреблению соответствует примерно одной средней ежедневной зарядке смартфона (0.012 kWh). Потребление наиболее энергоэффективной модели генерации изображений составило 1.35 kWh на 1000 итераций, что в 8 раз лучше наименее эффективной модели. Тем не менее, эти показатели значительно выше, чем у других видов моделей, например 1000 итераций наиболее эффективной модели генерации текста потребляет 0.042 kWh, классификации изображений - 0.0068 kWh, классификации текста - 0.0023 kWh.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Оценка на сколько можно сократить число серверов Facebook, переписав PHP скрипты на C++
  3. OpenNews: В GNOME предложили учитывать влияние разработки на окружающую среду
  4. OpenNews: Финансирование СПО за счет введения компенсационной платы за плохой код
  5. OpenNews: Эксперимент с CPU Intel позволил на 40 процентов снизить энергопотребление в Linux
  6. OpenNews: Дата-центры становятся крупнейшими загрязнителями окружающей среды
Обсуждение (274 +16) | Тип: Тема для размышления |


·04.12 Arch Linux перешёл на использование GitLab для отслеживания ошибок (70 +8)
  Разработчики дистрибутива Arch Linux объявили о завершении миграции системы отслеживания ошибок на платформу GitLab и включении на обслуживающем проект сервере GitLab поддержки запросов на слияние (merge request). Модернизация системы отслеживания ошибок стала следующим шагом после перевода инфраструктуры для разработки пакетов с Subversion на Git и GitLab.

Старый интерфейс отслеживания ошибок, основанный на платформе Flyspray, будет через какое-то время отключён, но доступ к старым записям планируют сохранить через размещение статической архивной копии сайта bugs.archlinux.org, в которой записи будут оставаться доступны по старым ссылкам. В сообщения об ошибках, разбиравшиеся в процессе миграции, добавлены финальные комментарии, указывающие на новый адрес обсуждения в GitLab. Кнопки уведомления о проблемах, присутствующие на страницах пакетов, перенаправлены на новую систему. Процесс разбора сообщений о проблемах останется прежним - первичный разбор сообщений осуществляют участники команды Bug Wranglers, после чего проблема перенаправляется для исправления соответствующим сопровождающим.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Выпуск инсталлятора Archinstall 2.7, применяемого в дистрибутиве Arch Linux
  3. OpenNews: Arch Linux переходит на yescrypt для хэширования паролей
  4. OpenNews: Arch Linux мигрирует на Git и реструктуризирует репозитории
  5. OpenNews: В установочные образы Arch Linux добавлен инсталлятор
  6. OpenNews: Arch Linux прекратил поставку Python 2
Обсуждение (70 +8) | Тип: К сведению |


·03.12 Выпуск GNU Mes 0.26, инструментария для самодостаточной сборки дистрибутивов (20 +13)
  Опубликован выпуск инструментария GNU Mes 0.26, обеспечивающего процесс бутстрэппинга (bootstrap) для GCC и позволяющего добиться замкнутого цикла пересборки из исходных текстов. Инструментарий решает задачу верифицированной начальной сборки компилятора в дистрибутивах, разрывая цепочку цикличной пересборки (для сборки компилятора требуются исполняемые файлы уже собранного компилятора, а бинарные сборки компилятора являются потенциальным источником скрытых закладок, что не позволяет полностью гарантировать целостность сборок из эталонных исходных текстов).

В GNU Mes предлагается самодостаточный (self-hosting) интерпретатор для языка Scheme, написанный на языке Си, и простейший компилятор для языка Си (MesCC), написанный на языке Scheme. Оба компонента взаимособираемы. Scheme-интерпретатор даёт возможность собрать Си-компилятор MesCC, который затем позволяет собрать урезанную версию компилятора TinyCC (tcc), возможностей которого уже достаточно для сборки GCC.

Интерпретатор языка Scheme очень компактный, занимает около 5000 строк кода на простейшем подмножестве языка Си и может быть преобразован в исполняемый файл с использованием универсального транслятора M2-Planet или простейшего Си-компилятора, собранного с использованием самособираемого ассемблера hex0, не требующего внешних зависимостей. При этом интерпретатор включает полноценный сборщик мусора и предоставляет библиотеку загружаемых модулей. Проект также развивает Си-библиотеку Mes C, которой достаточно для сборки glibc 2.2.5, binutils 2.20.1 и gcc 2.95.3, необходимых для развёртывания дистрибутива Guix для платформ i686-linux, x86_64-linux, armhf-linux и aarch64-linux, используя только исходные тексты (Full Source Bootstrap).

В новом выпуске добавлена поддержка модулей, полностью совместимых с Guile, и предоставлена возможности запуска Gash и Gash-Utils. Осуществлён переход с assert на использование исключений. Добавлена поддержка регулярных выражений. Реализованы девять новых модулей (ftw, i18n, receive, regex, io ports, bytevectors, srfi-2, srfi-11 и srfi-37). Добавлено 46 новых функций, среди которых chdir, clone-port, closedir, concatenate, drop, environ, execle, mkdir, opendir, partition, pipe, readdir, reduce, rmdir, seek, span, sleep, umask, uname и utimes. В следующих выпусках ожидается поддержка бутстрэппинга NixOS только из исходных текстов, возможность бутстрэппинга gcc 4.6.4, а также поддержка полной сборки всей системы из исходных текстов в Linux-окружениях на базе архитектур armhf и riscv64.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Выпуск GNU Mes 0.25, инструментария для самодостаточной сборки дистрибутивов
  3. OpenNews: Выпуск системного менеджера GNU Shepherd 0.10
Обсуждение (20 +13) | Тип: Программы |


·03.12 Выпуск отладчика GDB 14 (61 +17)
  Представлен релиз отладчика GDB 14.1 (первый выпуск серии 14.x, ветка 14.0 использовалась для разработки). GDB поддерживает отладку на уровне исходных текстов для широкого спектра языков программирования (Ada, C, C++, D, Fortran, Go, Objective-C, Modula-2, Pascal, Rust и т.д.) на различных аппаратных (i386, amd64, ARM, Power, Sparc, RISC-V и т.д.) и программных платформах (GNU/Linux, *BSD, Unix, Windows, macOS).

Ключевые улучшения:

  • Кодовая база переведена на использование стандарта C++17. Для сборки GDB теперь необходим компилятор, поддерживающий C++17 (как минимум GCC 9).
  • В индекс добавлена информация о функции main, что позволяет ускорить запуск при использовании с некоторыми большими исполняемыми файлами.
  • Прекращена поддержка ОС AIX 4.x, 5.x и 6.x (в качестве минимально поддерживаемой версии AIX заявлен выпуск 7.1).
  • Добавлена начальная встроенная поддержка протокола DAP (Debugger Adapter Protocol).
  • Добавлена поддержка переменной окружения NO_COLOR.
  • Добавлена начальная поддержка целочисленных типов, размером больше 64 битов.
  • Добавлена поддержка точек останова, привязанных к отдельным объектам отладки (при отладке нескольких процессов).
  • Добавлена функция "$_shell" для запуска команды в командной оболочке и возвращения результата.
  • Внесены улучшения в Python API:
    • Добавлены классы gdb.Thread, gdb.unwinder.FrameId и gdb.ValuePrinter.
    • Добавлены атрибуты gdb.Inferior.arguments, gdb.Inferior.main_name, gdb.Breakpoint.inferior, gdb.Progspace.symbol_file, gdb.Progspace.executable_filename.
    • Добавлены функции gdb.execute_mi(COMMAND, [ARG]...), gdb.block_signals().
    • Добавлены методы gdb.Frame.static_link, gdb.Inferior 'clear_env', 'set_env' и 'unset_env', gdb.Type 'is_array_like' и 'is_string_like', gdb.Value 'assign', gdb.Value 'to_array', gdb.Progspace 'objfile_for_address', gdb.LazyString __str__. Добавлены события gdb.ThreadExitedEvent, gdb.ExecutableChangedEvent, gdb.NewProgspaceEvent, gdb.FreeProgspaceEvent.
  • Добавлена возможность включения и выключения отдельных возможностей для удалённых отладочных целей.
  • Улучшена поддержка архитектуры AArch64. Добавлена поддержка расширений SME (Scalable Matrix Extension) и SME2.
  • Улучшена поддержка языка Ada и спецификации Ada 2022.
  • В команду 'list' добавлена поддержка аргумента '.' для вывода местоположения точки выполнения в текущем кадре стека.
  • В команды printf и dprintf добавлен спецификатор формата '%V'.
  • В команде printf размер строки, извлекаемой из объекта отладки, ограничен значением настройки 'max-value-size'.
  • Добавлена сборочная опция "--additional-debug-dirs=PATH", задающая значение по умолчанию для параметра 'debug-file-directory'.
  • Добавлена новая команда "info main" для извлечения символа main, указывающего на точку входа в программу.
  • Добавлены новые команды:
    • "set debug breakpoint on|off"
    • "set tui mouse-events [on|off]"
    • "set always-read-ctf on|off"
    • "maintenance print record-instruction [ N ]"
    • "maintenance info frame-unwinders"
    • "maintenance wait-for-index-cache"

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Выпуск отладчика GDB 13
  3. OpenNews: В Redox OS появилась возможность отладки программ при помощи GDB
  4. OpenNews: Для Linux представлена система динамической отладки BPFtrace (DTrace 2.0)
  5. OpenNews: Выпуск системы динамической отладки SystemTap 5.0
Обсуждение (61 +17) | Тип: Программы |


·03.12 Опубликована мультимедийная библиотека LDL, оптимизированная для маломощных систем (134 +28)
  Доступен первый выпуск мультимедийной библиотеки LDL (Little DirectMedia Layer), разработанной с расчётом на возможность работы на устаревшем оборудовании. Библиотека предоставляет простой кроссплатформенный API для работы с 2D-графикой, управления окнами и событиями ОС, пригодный для разработки простых игр и мультимедийных приложений. На практике библиотека уже используется при разработке альтернативного открытого игрового движка для игры Arcanum. Код проекта написан на языке С++ 98 и распространяется под лицензией BSL 1.0 (Boost Software License).

Автор уделяет большое внимание оптимизации библиотеки для устаревших платформ и созданию единого переносимого С++ API, который можно использовать в различных операционных системах (дополнительно предоставляется API для программ на языке Си). В текущем виде поддерживается работа в Linux (Debian 3+) и Windows (Windows 95+).

Доступна поддержка рендеринга на GPU с использованием OpenGL 1.2 и OpenGL 3.0, а также программного рендеринга силами CPU. Метод отрисовки может меняться динамически во время работы приложения. В Linux поддерживается XLib, но в разработке находится и поддержка протокола Wayland. Предоставляются функции для работы со звуком. Поддерживается загрузка различных форматов изображений (bmp, png, tga, jpg).

В будущем планируется добавить поддержку отрисовки при помощи Direct3D 9/10/11, потоковое воспроизведение звука, вывод текста с использованием библиотеки Freetype, API для работы с потоками и сетью. В планах также портирование на платформы Android, iOS и macOS.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Доступна Louvre 1.0, библиотека для разработки композитных серверов на базе Wayland
  3. OpenNews: Доступна библиотека устранения шума на изображениях Open Image Denoise 2.1
  4. OpenNews: Релиз векторной графической библиотеки Cairo 1.18.0
  5. OpenNews: Выпуск библиотеки Libadwaita 1.4 для создания интерфейсов в стиле GNOME
  6. OpenNews: Facebook открыл код графической библиотеки IGL
Обсуждение (134 +28) | Автор: Зощук Евгений | Тип: Программы |


·03.12 Выпуск Coreboot 4.22 (55 +15)
  Доступен релиз проекта CoreBoot 4.22, в рамках которого разрабатывается свободная альтернатива проприетарным прошивкам и BIOS. Код проекта распространяется под лицензией GPLv2. В создании новой версии приняло участие 135 разработчиков, которые подготовили 977 изменений. Отмечается, что начиная со следующего выпуска проект перейдёт на новую схему наименования версий, использующую привязку к дате (год.месяц.обновление), например, в феврале 2024 года вместо версии 4.23 будет сформирован выпуск 24.02.00.

Основные изменения:

  • Добавлена начальная реализация платформы AMD openSIL (Open-Source Silicon Initialization Library), развивающей компоненты для упрощения создания прошивок.
  • Добавлена поддержка 17 материнских плат. 11 добавленных плат используются на устройствах с Chrome OS или на серверах Google. Платы, не связанные с Googlе:
    • AMD Onyx
    • Intel Meteorlake-P RVP
    • Purism Librem 11
    • Purism Librem L1UM v2
    • Siemens FA EHL
    • Supermicro X11SSW-F
  • Добавлена поддержка SoC AMD Genoa.
  • На архитектуре x86 на стадиях до инициализации памяти реализована поддержка секции ".data", позволяющая использовать определения глобальных переменных в коде на языке Си. На стадии загрузочного блока данные прикрепляются сразу после кода и затем размещаются в кэше, используя концепцию Cache-As-RAM (VMA).
  • Для систем x86 на стадии ramstage и стадиях до инициализации памяти реализована поддержка кэша для файловой системы CBFS, используемой для размещения компонентов Coreboot на Flash. Кэш CBFS позволяет распаковывать файлы CBFS, используя функцию cbfs_map() без резервирования для файла отдельной области памяти. Для настройки размера кэша предложены параметры PRERAM_CBFS_CACHE_SIZE и RAMSTAGE_CBFS_CACHE_SIZE.
  • Добавлена возможность встраивания romstage в загрузочный блок (bootblock). Поставка romstage в составе загрузочного блока позволяет сократить размер кода на 10-20 тысяч строк. Из ситуаций, в которых может потребоваться отдельная поставка romstage упоминаются конфигурации с vboot или fallback-режимом, а также устройства с ограниченным размером загрузочного блока (Intel APL 32K) или слишком медленным загрузочным носителем (некоторые ARM SoC).
  • В gfx добавлен API для определения наличия внешнего экрана на устройствах с чипами Intel.
  • В pci_rom реализована возможность добавления контрольной суммы для VBIOS при заполнении таблицы VFCT. Подобную контрольную сумму проверяют некоторые драйверы AMD для Windows.
  • Добавлены изменения, позволяющие запускать Windows на некоторых устройствах Chromebook с Coreboot.
  • Реализована генерация таблицы ACPI для устройств на базе архитектуры ARM64.
  • Улучшена совместимость со спецификациями ACPI.
  • Настройки MRC (Memory Reference Code) для плат SNB+MRC перенесены в структуру DeviceTree.
  • Обновлены payload-компоненты на базе U-Boot и edk2.
  • Обновлён используемый инструментарий: GMP 6.3.0, binutils 2.41 и MPFR 4.2.1.
  • Основная ветка в Git-репозитории переименована с "master" на "main".

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Intel развивает новую открытую архитектуру прошивок Universal Scalable Firmware
  3. OpenNews: Опубликован Canoeboot, вариант дистрибутива Libreboot, отвечающий требованиям Фонда СПО
  4. OpenNews: Уязвимость в NTFS-драйвере из состава GRUB2, позволяющая выполнить код и обойти UEFI Secure Boot
  5. OpenNews: Выпуск Coreboot 4.21
  6. OpenNews: Доступен Snagboot, инструментарий для восстановления встраиваемых устройств
Обсуждение (55 +15) | Тип: Программы |


·02.12 Выпуск дистрибутива 4MLinux 44.0 (34 +6)
  Представлен выпуск 4MLinux 44.0, минималистичного пользовательского дистрибутива, не являющегося ответвлением от других проектов и использующего графическое окружение на базе JWM. 4MLinux может использоваться не только в качестве Live-окружения для воспроизведения мультимедийных файлов и решения пользовательских задач, но и в роли системы для восстановления после сбоев и платформы для запуска серверов LAMP (Linux, Apache, MariaDB и PHP). Для загрузки подготовлены три live-образа (x86_64) с графическим окружением (1.3 ГБ), подборкой программ для серверных систем (1.3 ГБ) и урезанным окружением (14 МБ).

В новой версии:

  • Обновлены версии пакетов: ядро Linux 6.1.60, Mesa 23.1.4, LibreOffice 7.6.3, AbiWord 3.0.5, GIMP 2.10.34, Gnumeric 1.12.55, Firefox 119.0.1, Chrome 119.0.6045.123, Thunderbird 115.4.2, Audacious 4.3.1, VLC 3.0.20, SMPlayer 23.6.0, Wine 8.19.
  • В серверной сборке обновлены Apache httpd 2.4.58, MariaDB 10.6.16, PHP 5.6.40, PHP 8.1.25, Perl 5.36.0, Python 3.11.4, Ruby 3.2.2.
  • Добавлена поддержка VA-API (Video Acceleration API) для аппаратного ускорения кодирования и декодирования видео.
  • В число доступных для загрузки дополнительных пакетов включены звуковой проигрыватель QMMP, видеопроигрыватель Media Player Classic Qt и игра Capitan Sevilla.
  • Улучшена поддержка беспроводных сетей и принтеров, использующих SPL (Samsung Printer Language). ‭

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Выпуск дистрибутива 4MLinux 43.0
  3. OpenNews: Компания VMware опубликовала Linux-дистрибутив Photon OS 5.0
  4. OpenNews: Релиз минималистичного дистрибутива Alpine Linux 3.18
  5. OpenNews: Выпуск минималистичного дистрибутива Tiny Core Linux 14
  6. OpenNews: Выпуск дистрибутива MX Linux 23.1
Обсуждение (34 +6) | Тип: Программы |


·02.12 Google опубликовал обновление операционной системы Fuchsia 14 (152 +16)
  Компания Google опубликовала выпуск операционной системы Fuchsia 14, на базе которого сформированы предварительные обновления прошивок для фоторамок Google Nest Hub и Nest Hub Max. ОС Fuchsia развивается компанией Google c 2016 года с учётом недостатков в области масштабирования и обеспечения безопасности, имеющихся в платформе Android.

Основные изменения в Fuchsia 14:

  • Расширены возможности прослойки Starnix, обеспечивающей запуск немодифицированных Linux-программ через трансляцию системных интерфейсов ядра Linux в обращения к соответствующим подсистемам Fuchsia. В новой версии добавлена поддержка монтирования удалённых ФС, в fxfs добавлены xattrs для символических ссылок, в системный вызов mmap() добавлены точки трассировки, расширена информация в /proc/pid/stat, включена поддержка fuchsia_sync::Mutex, реализована поддержка O_TMPFILE, pidfd_getfd, sys_reboot(), timer_create, timer_delete, times() и ptrace(), в реализации ext4 задействован системный файловый кэш.
  • Улучшен стек Bluetooth. Добавлена поддержка звука в Bluetooth-профиле HSP (HandSet Profile) и сокращены задержки при вещании звука через профиль A2DP.
  • В Matter, реализацию стандарта для подключения устройств в умном доме, добавлена поддержка групп обновления и возможность обработки переходных состояний при управлении подсветкой.
  • В сетевом стеке для всех платформ включена поддержка сокетов FastUDP.
  • Добавлена поддержка многоядерных систем (SMP) на базе архитектуры RISC-V.
  • Добавлен API для взаимодействия с планировщиком задач.
  • Добавлена поддержка DeviceTree.
  • Драйвер для звуковых устройств с интерфейсом USB переведён на использование фреймворка DFv2.

Fuchsia базируется на микроядре Zircon, основанном на наработках проекта LK, расширенного для применения на различных классах устройств, включая смартфоны и персональные компьютеры. Zircon расширяет LK поддержкой процессов и разделяемых библиотек, уровнем пользователя, системой обработки объектов и моделью обеспечения безопасности на основе capability. Драйверы реализуются в виде работающих в пространстве пользователя динамических библиотек, загружаемых процессом devhost и управляемых менеджером устройств (devmg, Device Manager).

Для Fuchsia подготовлен собственный графический интерфейс, написанный на языке Dart с использованием фреймворка Flutter. Проектом также развиваются фреймворк для построения интерфейсов пользователя Peridot, пакетный менеджер Fargo, стандартная библиотека libc, система рендеринга Escher, Vulkan-драйвер Magma, композитный менеджер Scenic, файловые системы MinFS, MemFS, ThinFS (FAT на языке Go) и Blobfs, а также менеджер разделов FVM. Для разработки приложений предоставляется поддержка языков C/C++, Dart, в системных компонентах также допускается использование Rust, в сетевом стеке Go, а в системе сборки языка Python.

В процессе загрузки используется системный менеджер, включающий appmgr для создания начального программного окружения, sysmgr для формирования загрузочного окружения и basemgr для настройки пользовательского окружения и организации входа в систему. Для обеспечения безопасности предлагается продвинутая система sandbox-изоляции, в которой новые процессы не имеют доступа к объектам ядра, не могут выделять память и не могут запускать код, а для доступа к ресурсам применяется система пространств имён, определяющая доступные полномочия. Платформа предоставляет фреймворк для создания компонентов, представляющих собой программы, запускаемые в своём sandbox, которые могут взаимодействовать с другими компонентами через IPC.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Google готовится к переводу умных колонок Nest Audio на ОС Fuchsia
  3. OpenNews: В ОС Fuchsia работают над поддержкой запуска немодифицированных Linux-программ
  4. OpenNews: Google начал распространение прошивки на базе ОС Fuchsia для устройств Nest Hub Max
  5. OpenNews: Доступен Chromium для ОС Fuchsia
  6. OpenNews: Доступна операционная система dahliaOS 220222, сочетающая технологии Linux и Fuchsia
Обсуждение (152 +16) | Тип: Программы |


·02.12 Доступна интегрированная среда разработки Apache NetBeans 20 (54 +14)
  Представлен выпуск интегрированной среды разработки Apache NetBeans 20, которая предоставляет поддержку языков программирования Java SE, Java EE, PHP, C/C++, JavaScript, Rust и Groovy. Готовые сборки сформированы для Linux (snap, flatpak), Windows и macOS.

Среди предложенных изменений:

  • Для проектов на языке Java добавлена поддержка JDK 21. В систему дополнения ввода добавлена поддержка новых возможностей Java 21. До версии 21 обновлён встроенный в NetBeans Java-компилятор nb-javac (модифицированный javac). Добавлена поддержка строковых шаблонов (String Template).
  • Улучшена поддержка систем сборки Gradle и Maven. Инструментарий Gradle обновлён до версии 8.4, а Maven до версии 3.9.5. Также обновлены maven-indexer 7.0.4, lucene 9.8.0 и maven.embedder 2.0.6.1
  • В окружении для языка PHP улучшена поддержка возможностей, появившихся в новых версиях PHP. Добавлена поддержка точек останова для исключений. Расширены проверки при создания точек останова. Обеспечено наглядное выделение разными цветами унаследованных членов классов. Добавлен режим форматирования "After Use Trait".
  • В IDE для C/C++ стабилизирована поддержка CPPLite.
  • Добавлена поддержка платформы GlassFish 7.0.9.
  • В окружении для web-проектов улучшена поддержка CSS (@layer, @supports, модули containment и text, математические функции).
  • Используемый в интерфейсе управления версиями пакет jgit обновлён до выпуска 6.7.0.
  • Расширены возможности, связанные с использованием серверов LSP (Language Server Protocol).
  • В редакторе при предпросмотре разметки в формате Markdown реализована поддержка checkbox-переключатлей.
  • Включена проверка корректности и реализовано дополнение кода для XML-документов без поля schemaLocation
  • Движок тем оформления FlatLaf обновлён до версии 3.2. На платформе Linux во FlatLaf включено декориование окон на стороне клиента.
  • Расширена поддержка языка определения конфигурации HCL, применяемого в HashiCorp Terraform.
  • Продолжена реализация окружения для разработки проектов на языке Rust.
  • Добавлена библиотека профилирования для архитектуры ARM64.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Выпуск интегрированной среды разработки Apache NetBeans 19
  3. OpenNews: Вредоносное ПО, поражающее NetBeans для внедрения бэкдоров в собираемые проекты
  4. OpenNews: Уязвимости в механизме автообновления Apache NetBeans
  5. OpenNews: Компания Oracle передала сообществу Apache 1.5 млн строк кода NetBeans
  6. OpenNews: Компания Oracle передаёт среду разработки NetBeans сообществу Apache
Обсуждение (54 +14) | Тип: Программы |


·02.12 Выпуск свободной стратегической игры Warzone 2100 4.4.2 (48 +15)
  Опубликован релиз стратегической (RTS) игры Warzone 2100 4.4.2, сформированный для стабилизации ветки 4.4. Игра изначально разработана компанией Pumpkin Studios и выпущена на рынок в 1999 году. В 2004 году исходные тексты были открыты под лицензией GPLv2 и развитие игры продолжилось силами сообщества. Поддерживается как одиночная игра против ботов, так и проведение сетевых игр. Пакеты подготовлены для Ubuntu, Windows и macOS.

Ветка 4.4 отличается двумя новыми режимами рендера грунта: классический (оригинальный стиль из первых версий) и высококачественный (текстуры грунта с нормалями). Cильно улучшен рендер теней, обновлены модели и увеличена производительность. Для мультиплеера добавлены "быстрые сообщения" и меню выбора командной стратегии. По просьбам сообщества изменён баланс многопользовательской игры.

  1. Главная ссылка к новости
  2. OpenNews: Новый выпуск свободной стратегической игры Warzone 2100
  3. OpenNews: Открыт код стратегической игры Star Ruler 2
  4. OpenNews: Новая версия стратегической игры Warzone 2100. Проект OpenDiablo2
  5. OpenNews: Выпуск стратегической игры FreeCol 1.0
  6. OpenNews: Выпуск пошаговой стратегии Battle for Wesnoth 1.16.0
Обсуждение (48 +15) | Автор: vaut | Тип: Программы |


<< Предыдущая страница (позже)
Следующая страница (раньше) >>



Партнёры:
PostgresPro
Inferno Solutions
Hosting by Hoster.ru
Хостинг:

Закладки на сайте
Проследить за страницей
Created 1996-2023 by Maxim Chirkov
Добавить, Поддержать, Вебмастеру